Направления деятельности

Институт региональной журналистики осуществляет свою деятельность по следующим направлениям:
в области дополнительного образования, переподготовки и повышения квалификации:
  • организует на федеральном и региональном уровнях постоянно действующие учебные курсы и семинары, стажировку, иные формы обучения журналистов местной прессы, различных категорий работников редакций, телерадиокомпаний, полиграфических предприятий, издательств, а также организаций и учреждений, занятых производством и распространением печатной продукции или информационного продукта;
  • осуществляет профессиональную переподготовку работников медиаотрасли в целях их адаптации к новым экономическим и социальным условиям и ведения новой профессиональной деятельности, в том числе с учётом профессиональных стандартов;
  • способствует созданию современной системы довузовской подготовки школьников, последипломного образования журналистов, всех категорий работников печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в субъектах Российской Федерации, а также руководителей и других представителей организаций и учреждений, независимо от форм собственности, непосредственно взаимодействующих со средствами массовой информации;
  • создает в средних учебных заведениях специализированные классы по подготовке творчески одаренных старшеклассников к поступлению на факультеты и отделения журналистики вузов страны;
  • выступает с инициативами по различным вопросам обучения журналистов, их профессиональной переподготовки, вносит предложения в органы государственной власти и местного самоуправления по всем вопросам, касающимся профессиональной деятельности журналистов, их обучения и переподготовки;
  • формирует из числа преподавателей высших учебных заведений страны и высококвалифицированных специалистов отрасли временные коллективы для организации и проведения в регионах учебных курсов, семинаров и школ, а также для проведения различных исследований функционирования средств массовой информации;
  • создает и ведет информационный банк данных о потребностях в квалифицированных кадрах журналистов, других специалистов отрасли, а также в молодых специалистах по регионам;
  • удовлетворяет потребности отрасли в квалифицированных специалистах путем предоставления им возможности повышения их профессиональных знаний, овладения современными технологиями сбора и распространения информации;
  • разрабатывает и реализует программы повышения квалификации, профессиональной подготовки и переподготовки специалистов с высшим и средним профессиональным образованием, занятых на предприятиях, в организациях и учреждениях отрасли;
  • в соответствии с потребностями рынка труда в регионе, дает возможность получить дополнительное образование, а также организует краткосрочные курсы для работников отрасли, желающих получить новую профессию или специальность;
  • в сотрудничестве с органами управления в субъектах Российской Федерации разрабатывает кратковременные и долгосрочные программы развития сети СМИ в регионе, эффективного их использования для объективного информирования жителей региона о происходящих в нем и за его пределами событиях и в целях формирования общественного мнения;
  • выполняет научно-методическую работу, выпускает учебно-методическую литературу, учебные пособия; проводит научные и методические конференции, семинары, совещания.
в области совершенствования системы оценки уровня профессионализма и квалификации конкретного работника в редакции средств массовой информации:
  • определяет соответствие уровня профессиональной компетентности журналистов, специалистов отрасли требованиям, предъявляемым профессиональными стандартами;
  • устанавливает квалификационную категорию, соответствующую уровню профессионализма и продуктивности труда конкретного работника редакции СМИ;
  • в сотрудничестве с органами исполнительной власти, осуществляющими функции по оказанию государственных услуг в сфере печати, средств массовой информации и массовых коммуникаций, общественными организациями создает аттестационную комиссию для объективной оценки профессиональной деятельности журналистов, работников отрасли.
в области научной деятельности:
  • проводит фундаментальные и прикладные научные исследования по проблемам функционирования медийного рынка в регионах;
  • выполняет экспериментальные разработки с целью определения потребностей редакций, организаций и учреждений информационной сферы в специалистах, по профессиональному образованию кадров отрасли, в том числе переобучению работников, имеющих неперспективную специальность, а также переподготовки высвобождаемых работников;
  • анализирует состояние и готовит предложения по совершенствованию социально-трудовых отношений в редакциях, организациях и учреждениях средств массовой информации и полиграфии, по вопросам охраны и условий труда журналистов и других работников редакций, по иным проблемам и направлениям;
  • создает оптимальные модели организации труда в редакционных коллективах, на предприятиях, в организациях и учреждениях отрасли; разрабатывает схемы профессиональной и психологической адаптации работников;
  • содействует развитию и проводит исследования по приоритетным направлениям образования работников отрасли, совершенствованию методов обучения и внедрению современных образовательных технологий и стандартов, обеспечению непрерывности и преемственности различных уровней профессионального образования;
  • разрабатывает и внедряет инновационные технологии обучения;
  • содействует распространению новых информационных технологий, обобщает передовой отечественный и зарубежный опыт в области функционирования средств массовых коммуникаций, профессионального образования и переподготовки кадров отрасли;
  • проводит независимую научную экспертизу региональных программ и проектов, научно-исследовательских и методических работ в сфере масс-медиа, publicrelations, на рынке труда журналистов и работников отрасли;
  • исследует эффективность политических кампаний (избирательных, референдумов и т.д.), проводимых в регионах различными политическими партиями и общественными организациями и движениями, оказывает им различные виды помощи.
в области научно-методической деятельности:
  • выполняет функции отраслевого научно-методического центра в сфере деятельности региональных средств массовой информации, последипломного образования журналистов и специалистов, всех работников, связанных с функционированием, производством и распространением печатной и электронной прессы в субъектах Российской Федерации;
  • осуществляет научно-методическое и информационное сопровождение процесса переподготовки и повышения квалификации журналистов, специалистов, работников отрасли печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в регионах России;
  • совместно с научными работниками, преподавателями факультетов журналистики и специалистами в области печати, полиграфии и средств массовых коммуникаций в субъектах Российской Федерации решает проблемы дальнейшего совершенствования подготовки журналистских кадров, профессионального образования работников отрасли, разрабатывает научные, технологические и образовательные программы и проекты;
  • разрабатывает и создает на федеральном и региональном уровнях систему методической и организационной помощи редакциям, телерадиокомпаниям, издательствам, полиграфическим предприятиям,непрофильным вузам, имеющим отделения (кафедры) журналистики,  организациям и учреждениям, связанным со средствами массовой информации;
  • обобщает и распространяет отечественный и зарубежный опыт эффективного использования профессионального потенциала и последовательного его развития, охраны и организации труда работников информационной сферы, управления редакционным коллективом, применения новых технологий и реорганизации производства путем внедрения современных методов обучения менеджеров и специалистов, оказания им консалтинговых услуг;
  • ведет в регионах мониторинг переподготовки и повышения квалификации, как местных журналистов, так и других специалистов и работников отрасли;
  • ведет в регионах мониторинг трудоустройства молодых специалистов — выпускников факультетов и отделений журналистики, а также других высших и средних специальных учебных заведений, в которых готовят специалистов для отрасли печати, полиграфии, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций;
  • проводит консультации для учредителей и владельцев средств массовой информации, а также для руководителей полиграфических предприятий по вопросам дальнейшего развития медийного рынка в регионе, выбора перспективных направлений их деятельности; оказывает помощь в разработке проектов совершенствования организации труда и повышения эффективности производства, в поиске новых информационных ниш и рынков сбыта информационных продуктов, а также по другим направлениям их деятельности.
в области издательской деятельности:
  • организует книгоиздание в соответствии с потребностями отрасли как на традиционных, так и на новых носителях (СД, ДВД);
  • готовит к публикации и выпускает в свет научную, учебную, методическую и другую литературу по журналистике, полиграфии, книгоизданию, информатике, рекламе, промоушен СМИ, социологии, менеджменту, а также литературу в интересах обеспечения научной, исследовательской и учебной деятельности Института;
  • учреждает печатные и электронные средства массовой информации, в том числе Internet, DirectMarketing.